Во время зимовки пчелы находятся в неблагоприятных условиях, и ошибки, сделанные пчеловодом при подготовке к ней, практически неисправимы. Мои семьи зимуют в многокорпусных ульях. Их конструкция отличается от типового проекта. Высота десятирамочных корпусов 243 мм, размер фальцев 5х17 мм. Верхний брусок стандартных рамок имеет сечение 10х25 мм, а нижний 8х20 мм. Сверху гнездо пчел прикрывает потолочина, изготовленная из фанеры толщиной 5–7 мм.
В ней с противоположной от летка стороны сделал отверстие диам. 88 мм, которое сверху прикрыл решеткой. Расстояние между верхними брусками рамок и потолочиной 8 мм, в результате пчелы свободно перемещаются из одной улочки в другую. В зиму на решетку потолочины кладу кусок полиэтилена, через который визуально контролирую перемещение клуба во второй половине зимовки. Подрамочное пространство 25 мм.
В зиму стараюсь оставлять только сильные семьи, на момент формирования гнезда они должны плотно обсиживать все рамки десятирамочного корпуса. Если пчелы обсиживают меньше восьми рамок, объединяю их с другой семьей. Практикую также зимовку двух слабых семей в одном корпусе через тонкую диафрагму.
Должен отметить, что в процессе сборки гнезда нельзя руководствоваться советом – «просторное гнездо с большим запасом меда и перги – гарантия хорошей зимовки пчел». Что касается «запасов», то все верно, но «просторное гнездо» необходимо не зимой! На момент подготовки гнезда к предстоящей зимовке плотность обсиживания пчелами рамок низкая, их очень трудно заставить собраться. После сборки и пополнения запасов корма до наступления устойчивых холодов и образования зимнего клуба проходит около двух месяцев, в течение которых почти половина особей отойдет. Оставшиеся молодые пчелы соберутся у летка в клуб диаметром около 35 см, расположенный на 7–8 улочках. Зимой труженицы улья не могут перемещаться на соседние рамки и после поедания корма погибнут от голода при наличии больших запасов меда в сотах, расположенных рядом. Таковы последствия просторного гнезда! Корм должен быть доступен зимой, поэтому важна правильная сборка семей.
Кроме того, что к зиме семьи должны быть сильными, обязательно также наличие в них молодой матки. Они позднее прекращают откладывать яйца, благодаря чему в зиму уходят молодые пчелы. Необходимо только следить за наличием поддерживающего медосбора в конце летнего сезона. Вопреки некоторым утверждениям, даже при наличии в гнездах запасов кормов более 8 кг матки рано прекращают откладку яиц в случае отсутствия медосбора. Так было в 2002 г., когда из-за засушливой погоды матки на месяц раньше обычного срока прекратили откладку яиц. Старые пчелы пошли в зиму, и около 50% семей погибли еще до ее начала. Такая ситуация может быть и в районах, где прекращается летний поддерживающий медосбор. В таком случае необходимо давать побудительную подкормку или перевезти семьи на поздние медоносы.
У меня и моих друзей-пчеловодов пчелы зимуют в одном корпусе в помещении. Не говорю «в зимовнике», потому что это этаж павильона со стенами из кирпича и цементным полом на грунтовом основании. Летом на втором этаже располагаются ульи, а первый служит мастерской. Испытывал варианты зимовки на воле и в помещении. Даже в простом дощатом сарае, где ульи защищены только от ветра, семьи зимуют лучше. В помещении пчел содержать выгоднее, особенно при наступлении ранней оттепели, когда в январе температура поднимается до 9°С. В таком случае заношу в помещение емкости со снегом, что предотвращает раннюю откладку яиц маткой. Другой выход в такой ситуации – организовать интенсивную вентиляцию внутри помещения.
В наших условиях зимовка в одном корпусе предпочтительнее, потому что нельзя получить мед, пригодный для зимовки. Мед рапсовый, других крестоцветных, падевый, вересковый, необходимо изымать из гнезда. Поэтому задолго до окончания летнего медосбора молодую матку надо изолировать разделительной решеткой в нижнем корпусе. После медосбора и подготовки к зимовке нужно кормить пчел сахарным сиропом. В сильных семьях гнезда не формирую. При хорошем поддерживающем медосборе и молодой матке приходится буквально «утаптывать» пчел в нижнем корпусе перед подкормкой. Если особи очень плотно сидят на рамках первого корпуса и выкучиваются наружу, на рамки кладу полиэтиленовую пленку, в которой загибаю угол, чтобы образовалось отверстие сечением примерно 5–10 см2. На пленку кладу подкрышник, а на него — потолок и корпус. Успокоившись, лишние пчелы размещаются в подкрышнике на пленке. С наступлением сумерек помещаю на подкормочное зарешеченное отверстие двухлитровую банку с сиропом, в крышке которой просверлено около сорока отверстий диам. 1,5 мм. Вначале давал корм, по рекомендации наших ученых, не больше 8 кг сахара, но часто пчелы гибли к весне от голода. Постепенно увеличивал дозы и остановился на 15 кг сахара (для гнезда в 10 рамок), теперь подкормка весной требуется редко. (Кстати, финские пчеловоды дают по 18 кг сахара, а канадцы — до 22 кг!) Пытался делать зимний корм летом, скармливая пчелам сахарный сироп, но из этого ничего не вышло: при наличии малейшего поддерживающего медосбора пчелы его не берут! Такая же ситуация может возникнуть во время осенней подкормки при зацветании сорняков на ближних полях – тогда пчелы прекращают выбирать сироп из кормушек. Приходится ждать прекращения естественного медосбора и возобновлять подкормку позднее. Выдав основную дозу сахарного сиропа, желательно давать его несколько дней по 0,2–0,3 л чтобы стимулировать запечатывание зимних запасов. После прекращения подкормки пчелы находятся на точке до похолодания, расходуя по 30–45 г корма в сутки на одну семью. При похолодании до 6°С и ниже они образуют у летка зимний клуб от нижних до верхних брусков рамок. Даже очень сильные семьи, которые не помещались во время сборки на зиму в одном корпусе и выкучивались в подкрышник, образовывали клуб диаметром 30–35 см, а бульшая часть сотов оставалась свободной!
При устойчивом снижении температуры и прогнозировании дальнейшего похолодания заношу ульи в помещение. При этом под потолок по углам подкладываю четыре спички, что помогает удалению из гнезда углекислоты и влаги. В помещении ульи располагаю на стеллажах с небольшим наклоном днища в два этажа, полностью открываю леток. Перед постановкой в помещение и при выставке ульи взвешиваю, что дает возможность судить о благополучии зимовки и фактическом расходе корма. При этом средний суточный расход меда на одну семью составляет от 30 до 60 г. Так, во время зимовки 2004/05 г. температура была на 10–12°С выше средних значений, в январе она повышалась до 9°С. В результате в середине февраля в 70% семей матки начали откладывать яйца, средний расход корма составил 60 г, а максимальный — 100 г в сутки. По потреблению корма судят об оставшемся запасе, и семьи с повышенным расходом берут на особый контроль.
При толщине потолка около 7 мм можно определить начало появления расплода. Если поместить ладонь под утепление, ощущаются ярко выраженные участки с повышенной температурой. Термометр фиксировал температуру в пределах 20–27°С. По мере расходования корма клуб движется в горизонтальной плоскости вдоль рамок к задней стенке улья, и во второй половине зимовки он будет просматриваться через зарешеченное подкормочное отверстие в потолке. Семьи, в которых рано появился расплод, а также те, в которых его нет, беру на особый контроль. При появлении расплода резко возрастает расход корма, и зимних запасов может не хватить. Если на потолке перестало ощущаться тепло, значит, семья голодает. Ее можно спасти, дав подогретую рамку с медом.
Если температура в зимовнике повышается до 6°С и ожидается потепление, ульи выношу на точок. При этом убираю спички из-под потолка и сокращаю леток. То же самое делаю и в зимовнике в ульях, где появился расплод. Взятые на контроль семьи бегло осматриваю после выставки, не дожидаясь повышения температуры до 15°С. Осмотр остальных откладываю до наступления хорошей погоды. Ослабевшие и обезматоченные семьи объединяю. Для этого вместо потолка кладу сетку, а на нее – корпус с присоединяемыми пчелами, в котором закрываю леток, а в зарешеченном отверстии потолка сдвигаю полиэтилен так, чтобы образовалось отверстие сечением 5 см2. Через двое суток сетку убираю и закрываю отверстие в потолке. Семьи мирно объединяются, а при наступлении хорошей погоды комплектую компактное гнездо, убирая лишние рамки.
Если зимовка проведена грамотно, семьи выйдут из нее сильными, неизношенными, здоровыми и будут хорошо развиваться весной.
Л.Н.ЯНУШКЕВИЧ