Новости
17/01/2012
Тенденции развития рынка пчеловодческой продукции в России
Тенденции развития рынка пчеловодческой продукции в России

Исследование рынка пчеловодческой продукции включает анализ ее предложения и спроса на продукты пчеловодства. 
В данной статье рассмотрены составляющие предложения продукции пчеловодства:
•    природно-ресурсный потенциал регионов;
•    численность и продуктивность пчелиных семей;
•    изменение структуры производителей продуктов пчеловодства.

Несмотря на изменение структуры товарной продукции пчеловодства, выявлен факт устойчивой положительной динамики ее предложения.

Одной из главных особенностей спроса на продукцию пчеловодства является то, что одна ее часть непосредственно используется для питания, например, мед, другая – применяется в качестве сырья на перерабатывающих предприятиях пищевой, фармацевтической промышленности и концентрируется в крупных городах, что вызывает необходимость привлечения посредников для реализации продуктов пчеловодства и усложняет субъектную структуру рынка.

Таблица 1. Характеристики рынка пчеловодческой продукции РФ.

Критерии характеристики рынкаХарактеристики рынка пчеловодческой продукции
Основная форма хозяйствования товаропроизводителейЛичные хозяйства
Степень открытости рынка Открытый
Доля государственных закупок Незначительная
Степень монополизации рынка Слабая
Инфраструктура рынка Слабо развита
Изменчивость условий хозяйственной деятельности Достаточно стабильные условия
Степень государственного регулирования экономической деятельности Низкая

Рынок продукции пчеловодства Российской Федерации является сложной системой, которая охарактеризована в соответствии с заданными критериями (Табл. 1).

Характеристики рынка пчеловодческой продукции свидетельствуют о том, что развитие рыночных отношений в России пока еще не привело к созданию цивилизованного рынка продукции пчеловодства. Основными причинами, сдерживающими развитие рынка пчеловодческой продукции на современном этапе, являются:
•    отсутствие финансовой поддержки со стороны государства;
•    снижение покупательского спроса населения; отсутствие гарантированного рынка сбыта; диспаритет цен на продукцию пчеловодства и составляющие издержек производства.

Таблица 2. Проблемы функционирования пчеловодства по факторам внутренней и внешней среды.

Факторы Проблемы функционирования
Факторы внутренней среды
Природный

«Земля» − значительный медовый потенциал, который используется ограниченно.

«Пчелы» − критическое состояние генофонда медоносных пчел.

Труд

Снижение квалификации кадров.

Отсутствует приток молодежи.

Капитал

Дефицит финансовых ресурсов.

Высокая степень изношенности оборудования и инвентаря.

Отсутствие современного оборудования.

Факторы внешней среды
Организационный Упразднение и сокращение государственных структур.
ИнституциональныйОтсутствуют объективно необходимые законы и стандарты, регулирующие функционирование отрасли и рынка пчеловодческой продукции.
Информационный Слабая информационная база.

      
Источник: http://nhoz.ru    
  

назад