Российские пчеловоды готовят жалобу в Генпрокуратуру в связи с массовой гибелью пчел в стране и просят вернуть Россельхознадзору право на контроль производства и оборота пестицидов. Также они обратились в Государственную думу РФ с предложениями доработать региональные законы о пчеловодстве и внести изменения в федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
Башкирия планировала направить на развитие пчеловодства более 1 млрд рублей, но в эти месяцы уже в семи районах идет массовый падеж пчел. Насекомые вымирают не у отдельных нерадивых и неопытных пчеловодов: мор охватил целые районы и деревни. Ущерб пока что не готово подсчитывать даже само сообщество. Многие пчеловоды по своим причинам не регистрируют пасеки или в документах в 10 раз занижают количество пчелосемей. Вообще статистика по пчелам в России неточная, занижена в 2 раза, и это минимум. Поэтому и точных данных по ущербу у нас пока нет».
Председатель правления Союза пчеловодов Алтайского края называет несколько причин массовой гибели пчел в этом году (по некоторым оценкам в СМИ, уже погибло около 60% полезных насекомых). Примерно 40% пчеловодов в России не зарегистрированы: фермеры даже не успели предупредить их перед тем, как обработать свои поля. Но «пчелы-нелегалы» для огромных территорий России не новость, их разводили всегда. Однако массовая гибель случилась именно в этом году. Фермеры несколько раз за этот год обработали посевы от капустной моли. Обычно это делается дважды в год: осенью во время агротехнической обработки почвы и весной, как только на листе появляется вредитель. Для пчелы в это время никакой опасности нет — фермеры обрабатывают только лист, а насекомое на такое растение не летит. В этом же году в Сибири и на юге России наблюдают массовый рост капустной моли. Агрономы яростно избавляются от нее и восьмой раз за год опыляют химикатами уже не только лист, но и цветок. Пчеловоды, которых предупредили заранее, не выпускают своих пчел и буквально запирают их в ульях, пока фермеры распыляют ядохимикаты.
Специалисты считают, что если пестициды с полей попадут в воск и мед, то зимой ульи превратятся в «Бухенвальд для пчел». Пчелы будут жить внутри отравленного домика восемь месяцев, и это превратит улей в настоящий концлагерь с газовой камерой — мы это именно так видим».
В «пчелиной катастрофе» есть и менее пострадавшие — это в том числе те пчеловоды, которые выпускали своих насекомых на отвлекающие медосборы. Все довольны — фермеры с урожаем, пчеловод с медом, пчела не погибла. Но не все этими инструкциями пользуются. Фермеры не предупреждают людей, не выполняют требования действующих нормативно-правовых актов.
По мнению экспертов сообщества пчеловодов, в законодательстве относительно пчеловодства царит хаос. Сергей Тастан рассказывает, как специалисты пробовали соотнести все существующие нормы и обнаружили сплошные противоречия между ними.
Алтайские пчеловоды просят депутатов внести дополнения в региональные законы, но похоже, эти изменения потребуются и в других регионах. Специалисты просят дополнить региональный закон Алтайского края о пчеловодстве и установить радиус применения средств химизации 1 класса опасности в радиусе 8 км от населенного пункта. Кроме того, они предлагают законодательно ужесточить необходимость на период массовых обработок полей создавать специальную кормовую базу с посевами отвлекающих медоносных культур для пчел.
Еще одно требование российских пчеловодов — доработать ФЗ №109 «О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами». Инструкция по профилактике отравления пчел пестицидами в нем не редактировалась с 1989 года, а правила по хранению, применению и транспортировке пестицидов — с 1999 года. В идеале российские пчеловоды хотели бы вовсе запретить импорт и применение глифосата и неоктиноидов в России, профинансировать лабораторный комплекс Россельхознадзора, Роспотребнадзора и региональных лабораторий, а контроль и надзор за пестицидами вернуть Россельхознадзору.
Проект федерального закона предлагает установить взаимоотношения пчеловодов, растениеводов и всех заинтересованных и создать меры по охране медоносных пчел и источников их кормовой базы. В ближайшее время депутаты направят запросы на расследование действия пестицидов в Генпрокуратуру, обращение о возвращении полномочий Россельхознадзору на имя вице-премьера Алексея Гордеева и еще раз внесут на рассмотрение проект федерального закона «О пчеловодстве».